Блог

Запрос полиции

Запрос полиции

    1.1. Законность запроса о предоставлении информации                                                                                                    

    1.2. Срок ответа на запрос. Ответственность за непредставление информации

    1.3. Охраняемая законом тайна

    1.1.  Законность запроса о предоставлении информации

  Сотрудники полиции в ходе расследования уголовных дел и рассмотрения сообщений о преступлениях направляют в организации запросы о предоставлении информации с целью получения доказательств совершения преступления. Среди субъектов предпринимательской деятельности систематически поднимается вопрос о

законности и обоснованности запросов полиции о предоставлении информации.  Ответ на данный вопрос дает Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции".

   В соответствии с п.4 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции» полиция по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе необходимые сведения, справки и документы, а также их копии.

    При этом запрос полиции может быть направлен только в рамках следующих мероприятий:

    1) расследование уголовного дела или дела об административном правонарушении;

    2) проведение проверки зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об           административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции;

    3) проведение оперативно-розыскных мероприятий.                                                                                              

   Полиция также вправе требовать от организации предоставления образцов и каталогов своей продукции, технической и технологической документации и других информационных материалов, необходимых для производства экспертиз (п.17 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции»).                                                                                                                                                              

    При этом запрос полиции должен быть оформлен надлежащим образом (в письменной форме, на официальном бланке, с указанием наименования подразделения полиции, исходящего номера и даты документа, фамилии и должности лица, направившего запрос, а также с указанием цели и правового основания затребования информации).

   1.2.  Срок ответа на запрос. Ответственность за  непредставление информации

    Согласно ч.4 ст.13 ФЗ «О полиции» запросы уполномоченных должностных лиц полиции обязательны для исполнения в сроки, указанные в запросе, но не позднее одного месяца с момента вручения запроса.                                                          

  За непредставление или несвоевременное представление информации  по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции предусмотрена административная ответственность (ст.19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

   1.3. Охраняемая законом тайна 

    При получении запроса полиции сотрудники организации могут столкнуться с тем, что данный запрос содержит требование предоставить информацию, которая является охраняемой законом тайной. В связи с этим возникает вопрос о правомерности запроса вышеуказанных сведений и порядке их предоставления.                                                                                       

   В данной статье мы рассмотрим порядок предоставления сведений, составляющих банковскую, коммерческую,           врачебную тайны, а также тайну переписки и  телефонных переговоров, так как на практике именно данные сведения чаще всего запрашиваются сотрудниками правоохранительных органов.

    Банковская тайна

  Сотрудникам кредитных организаций необходимо обратить пристальное внимание на запросы полиции о предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну. К таким сведениям относятся: 1) информация о банковском счете и банковском вкладе; 2) информация об операциях по счету; 3) информация о клиенте.

  Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, регулируют нормы ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) и ст.26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее ФЗ «О банках и банковской деятельности»).

  В соответствии с ч.2 ст.857 ГК РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены             государственным органам и их должностным лицам исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

   Согласно ст.26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» органы предварительного следствия имеют право запрашивать и получать у кредитных организаций следующие документы: 1) справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; 2) справки по счетам и вкладам физических лиц.                                                                                                  

     При этом запрашивать вышеуказанную информацию органы предварительного следствия могут только при соблюдении двух условий: 1) запрос должен быть направлен в рамках возбужденного уголовного дела, находящегося в производстве органа предварительного следствия; 2) наличие согласия руководителя следственного органа.

    Таким образом, должностные лица органов предварительного следствия в рамках возбужденного уголовного дела и при наличии согласия руководителя следственного органа  на основании мотивированного запроса вправе запросить и получить у кредитной организации вышеуказанные справки.                                                                              

    Однако выемка документов, содержащих банковскую тайну, возможна только на основании решения суда, так как в соответствии с п.7 ч.2 ст.29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации только суд правомочен принимать решения о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях.

    При этом согласно Определению Конституционного суда РФ от 19.01.2005 № 10-О выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях, которая осуществляется в рамках следственных действий, проводимых в ходе уголовного судопроизводства, допустима при следующих условиях: 1) изымаемые документы, должны содержать информацию, которая имеет непосредственное отношение к обстоятельствам конкретного уголовного дела; 2)  выемка документов не должна приводить к получению сводной информации о всех клиентах банка; 3) изъятие данных документов должно быть вызвано необходимостью установления обстоятельств, значимых для расследования конкретного уголовного дела.

    Что касается предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, то в соответствии со ст.26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц  выдаются вышеуказанным должностным лицам только на основании судебного решения. При этом данное решение принимается судом по ходатайству соответствующих должностных лиц, направленному в суд в порядке, предусмотренном ст.9 ФЗ от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» при наличии сведений о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.                      

    На основании вышеизложенного следует, что сотрудники кредитных организаций должны предоставлять сведения, составляющие банковскую тайну, исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены ФЗ «О банках и банковской деятельности». В противном случае кредитная организация, а также ее должностные лица и работники за разглашение банковской тайны могут понести установленную законом ответственность. Так, согласно ч.3 ст.857 Гражданского кодека Российской Федерации в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков. Кроме того, за незаконное разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, предусмотрена также и уголовная ответственность (ст.183 Уголовного кодекса Российской  Федерации).                                                                                                                                            

        Коммерческая тайна

  Коммерческой тайной являются сведения любого характера (производственные, технические, экономические,  организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.                                      

      Необходимо обратить внимание на то, что определенные сведения приобретают статус коммерческой тайны только после того, как обладателем данных сведений установлен в отношении них режим коммерческой тайны. Порядок введения данного режима регулируется ст.10 ФЗ «О коммерческой тайне». Однако в отношении некоторых сведений, перечень которых содержится в ст.5 ФЗ «О коммерческой тайне», введение режима коммерческой тайны не допускается.

    Порядок предоставления информации, составляющей коммерческую тайну, сотрудникам правоохранительных органов регулируется ст. 6  ФЗ «О коммерческой тайне». Так, согласно части 3 данной статьи обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, обязан предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве.

        Таким образом, при получении мотивированного запроса должностных лиц органов предварительного следствия и дознания по делам, находящимся в их производстве, организация обязана предоставить запрашиваемые сведения даже в том случае, если они составляют коммерческую тайну.

       Однако выемка документов, содержащих коммерческую тайну, возможна только на основании судебного решения, так как в соответствии с п.7 ч.2 ст.29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации только суд правомочен принимать решения о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

      Врачебная тайна

    Врачебной тайной являются сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении.                          

      Порядок предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, регулируется ст.13 Федерального закона от     21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Согласно пункту 3 части 4 данной статьи предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается: 1) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством; 2) по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора; 3) по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно.

    Вместе с тем следует иметь в виду, что в силу требований п.7 ч.2 ст.29 Уголовно-процессуального кодекса РФ выемка документов, содержащих врачебную тайну, возможна только на основании судебного решения.

   Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений

    В соответствии с ч.2 ст.23 Конституция РФ каждый гражданин имеет право на тайну переписки, телефонных       переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение данного права допускается только на основании судебного решения.

  Одним из самых распространенных запросов, которые направляют сотрудники полиции в организации,                   предоставляющие услуги связи, является запрос о детализации телефонных переговоров между абонентами. Данная информация является тайной телефонных переговоров, а порядок  её получения должностными лицам органов, уполномоченных осуществлять предварительное следствие и оперативно-розыскные мероприятия, регулируется нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

    В соответствии с положениями ст.ст.13, 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации информация о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами может быть получена только на основании судебного решения. При этом порядок предоставления данных сведений в ходе предварительного следствия регламентируется ст.186.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а в ходе оперативно-розыскных мероприятий ст.9 ФЗ«Об оперативно-розыскной деятельности».

    В случае принятия судом решения о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами его копия направляется следователем в соответствующую осуществляющую услуги связи организацию, руководитель которой обязан предоставить указанную информацию, зафиксированную на любом материальном носителе информации. Указанная информация предоставляется в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором указываются период, за который она предоставлена, и номера абонентов и (или) абонентских устройств.                                             Получение следователем информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами может быть установлено на срок до шести месяцев. Соответствующая осуществляющая услуги связи организация в течение всего срока производства данного следственного действия обязана предоставлять следователю указанную информацию по мере ее поступления, но не реже одного раза в неделю.

http://www.stukolov.ru/stati/zapros-iz-policii/

Прочитано 6689 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Другие материалы в этой категории: Оперативно-розыскное мероприятия »

 

Адвокат по уголовным делам : 932-43-57 СПб. Звоните.



Защита интересов граждан в стадии проверки заявлений и сообщений

На этой стадии участие адвоката более чем необходимо, потому что задержанного в течение суток будут допрашивать с “пристрастием“, стараясь и морально и физически воздействовать на него, добиваясь “признательных“ показаний в целях раскрытия преступления.

Защита интересов подозреваемых, обиняемых, потерпевших на стадии предварительного следствия

Для того, чтобы у защиты были шансы на успех, все следственные действия должны производиться с участием защитника. С момента задержания подозреваемого, с момента привлечения в качестве обвиняемого, если он находится на свободе участие адвоката в деле необходимо и обязательно.



Защита обвиняемых (представление интересов потерпевших) на стадии судебного производства

Каждая стадия судебного производства важна для всех участников процесса, в том числе и защитника, который принимает все предусмотренные законом меры по защите законных прав и интересов подсудимых, освобождение незаконно привлеченных к уголовной ответственности, оправданию осужденных и их реабилитации, смягчению назначенного наказания

 

Консультации юриста по уголовным делам : 932-43-57 СПб. Звоните.

 

КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОЖЕТ РЕШИТЬ АДВОКАТ?

  • Защита прав подозреваемого, обвиняемого в ходе предварительного следствия или дознания. 

  • Помощь в изменении (отмене) избранной в отношении него меры пресечения.

  • Участие в следственных действиях.  
  • Осуществление защиты прав подсудимого на уголовном процессе в суде.   

  • Апелляционное обжалование судебных решений, не вступивших в законную силу.   

  • Обжалование вступивших в законную силу приговоров, определений и решений суда.   

  • Помощь в снятии судимости.   

  • Помощь в получении отсрочки исполнения приговора.   

  • Возмещение вреда, причиненного лицу государством в результате уголовного преследования (реабилитация).   

  • Защита участников дорожного движения и ДТП в административном судопроизводстве.   

  • Представление в уголовном судопроизводстве интересов граждан, которым совершённым преступлением причинён физический, имущественный, моральный вред.   

  • Представление в уголовном судопроизводстве интересов юридических лиц в случае причинения преступлением вреда их имуществу и деловой репутации.   

  • Представление прав привлекаемого в рамках уголовного судопроизводства гражданина или юридического лица, несущего ответственность за вред, причинённый непосредственно преступлением (гражданского ответчика).  

  •  Участие в производстве по уголовным делам частного обвинения, подсудным мировым судьям.   

  • Осуществление защиты прав лиц, привлекаемых в качестве свидетелей, понятых.   

  • Апелляционное и кассационное обжалование судебных решений.   

  • Обжалование судебных решений в порядке надзора.

 

Консультации юриста по уголовным делам : 932-43-57 СПб. Звоните.

 

В какой бы затруднительной ситуации вы не оказались, помните о том, что каждый имеет право на защиту.

Я помогу вам иметь достойную защиту и отстоять ваши права перед законом.

Не преувеличивайте свои возмжности, не пользуйтесь примитивными советам, усугубляющими ситуацию, а обратитесь к опытным адвокатам-профессионалам.

Милявин Александр Гаврилович

Галерея

Контакты

Группа VK

офис: ул. Гагаринская, 6-а, 3-й этаж

г. Санкт-Петербург

Тел: +7(812) 932-43-57